Украшаем здание лепным декором: технологии и материалы

30 марта 2012

Лепные украшенияИз пещер человек перебрался в дома и, конечно, украшения стали появляться не только внутри помещений, но и снаружи. И, конечно, сразу возникли разногласия. Одни утверждали, что всякое жилище должно показывать индивидуальность его хозяина, другие голосовали за минимализм, и полное отсутствие элементов декора в архитектуре.

Зодчие доказывали, что их искусство также необходимо миру, как и музыка, поэзия, изобразительное искусство, что оно несёт в мир добро и красоту. Минималисты же наоборот, стояли на своих позициях, утверждая, что дом должен быть только домом, и не более.

Эти споры длятся вот уже более 2-х с половиной тысяч лет и никак люди не могут прийти к единому мнению. Но единственное, в чём, пожалуй, правы и одни и другие, это в том, что всего должно быть в меру, потому, что единого мнения всё равно не найти.

На протяжении тысячелетий мы можем наблюдать такое количество стилей и течений в архитектуре, их смешение, что просто невозможно сказать, что вот этот стиль или симбиоз этих стилей идеал. Нет, каждому времени, каждой эпохе соответствуют свои представления о красоте в зодчестве, и это не удивительно. Меняется человечество, меняются стили. Поэтому главный вопрос сегодня, это на чём остановиться нам, современникам, что взять из прошлого, а что внести своё. Да так, чтобы это было не хуже чем у предков.

Мы живём в удивительное время. Прошли годы строгости и минимализма в архитектуре. Когда всё строительство было подчинено одному принципу, выдать "на-гора" как можно больше маленьких клетушек, в которые расселит за бесплатно постоянно растущее население. Строились однотипные, привычные для нашего глаза "хрущёвки", и люди были рады этому жилью, в результате все города стали похожи друг на друга, новые микрорайоны ничем не отличались. Но эти времена прошли, теперь дома строят по специальным проектам, да вот только население как было без жилья так, без него и осталось. Но сейчас не об этом.

Да на смену стандартным коробкам пришли новые архитектурные формы, которые пытаются воссоздать тот дух индивидуализма, присущий зодчим прошлого. Некоторым это, конечно, удаётся. Но вот большинство современных архитекторов, почему-то не вдаваясь в стилистику, стараются просто налепить на свои творения как можно больше декора, причём очень часто смешивая. Совершенно не смешиваемые стили.

Сегодня в ход идёт всё: и бронзовые элементы украшения, и лепнина, и разнообразные пилястры, портики, гипсовые виноградные гроздья и многое другое. Только лишь с одной целью, стилизовать современное строение под старину. Этого очень часто требуют от архитекторов и проектантов.

Безусловно, отказываться от фасадных украшений здания нельзя, ведь они радикально меняют вид всякого строения, это известно ещё с древних времён и подтверждено нашей новейшей историей.

Впервые применили фасадный декор ещё древние римляне в 509 году до новой эры. Именно тогда ими была использована аппликация в архитектуре, что стало основой мышления и практики декорирования зданий. Во время строительства Капитолийского храма древние зодчие впервые использовали для обшивки деревянных крыши и колонн терракотовые пластины, а вот цоколь храма облицевали камнем.

Позже архитекторы Древнего Рима пошли дальше, для отделки элементов зданий ими стали использоваться стукковые, а впоследствии и мраморные покрытия. Почти все фасады домов в Риме, в те далёкие времена отделывались терракотом, эта практика применялась даже небогатыми домовладельцами.

В тоже время, хотя декор и применялся очень широко, как-то классифицировать его, и отнести к определённому стилю было невозможно. Определяющей составной декорирования зданий в Древнем Риме были вкус и положение хозяина. Взять хотя бы времена правления императора Нерона. Архитектура возведённого в центре Рима роскошного дворца не удивляет ничем, кроме фасада. Да именно фасад здания был декорирован мраморными с элементами позолоты и украшенными резьбой плитами. И именно эта отделка сделала дворец символом той эпохи, эпохи правления великого Нерона, потому что именно эпитет "золотой" чаще всего употреблялся в посвящённых императору одах и речах.

О масштабах применения декорирования в строительстве зданий в Римской империи можно судить и по тому, что именно римляне впервые начали использовать в качестве строительного материала бетон. И не только как связывающий раствор, но и в качестве самостоятельного строительного материала. Конечно, бетонные стены не придавали зданию шикарного, высоко-эстетичного вида, зато были прочны и надёжны. Вот здесь на первое место и выходит декорирование зданий накладными элементами. Этот метод украшения и придания зданиям индивидуальности применяется римлянами повсеместно, на обширной территории Римской империи, где дома в основном имели стены из бетона.

При декорировании зданий существует одно не хитрое правило, которое должен помнить каждый, кто занимается декором.

Дело в том, что первоначально выбирая детали, подходящие для декора того или иного элемента, основывались на том, что они должны не только придавать зданию смысловую завершённость но и служить в качестве конструктивных элементов поддержки здания.

В наше время вторая особенность декора, в связи с постоянным усовершенствованием, на протяжении веков элементов отделки, уже утратила свою актуальность. Но вот функция смысловой завершенности здания в наше время как никогда актуальна. При этом хоть первая функция утратила смысл, декор всё-таки должен создавать её видимость.

Вот здесь и выходит на первый план самая сложная для архитектора задача. Он должен найти для элементов декора правильные места. Каждая деталь, даже самая маленькая и на первый взгляд незначительная должна быть расположена не только со вкусом, но и правильно.

Сегодня ни для кого не секрет, что очень часто архитекторы дополняют общий вид здания всевозможными статуями и вазами. Это конечно хорошо, данные элементы придают зданиям некоторый шарм, но вот располагать их нужно так, что бы они были видны со всех точек, со всех сторон, но только не на крыше или в верхних частях стен. Это не подходящие места, для такого рода украшений.

Дело в том, что расположенные вверху крупные элементы довлеют над всем зданием, они создают впечатление, что вот-вот обрушаться вниз и придавят того, кто попытается приблизиться.

А здание, несмотря ни на какие элементы или конструкции должно выглядеть прочно, внушать доверие, а все элементы декора должны способствовать этому доверию.

Вот здесь и кроется самая главная задача для современного архитектора. Использовать элементы украшения здания так, что бы они украшали и в то же время облегчали здание, полностью вписывались в архитектурную форму и окружающую среду. Иначе эти формы будут жить на здании своей отдельной жизнью, не имея к нему ни какого отношения и только отягощая его.

Также следует учитывать разность стилей при отделке зданий. Обязательно нужно помнить, что деревянные здания лучше украсить такими же деревянными элементами, а вот лепнина, уже подойдёт скорее для здания с оштукатуренными стенами. А вот если стены здания уже отделаны каменной облицовкой, то в этом случае прекрасно будут смотреться элементы из такого же камня или глины.

Когда Вы планируете, применение лепнины, то не стоит забывать и о цветовой гамме, в которую будут окрашены стены и сам декор. О типах красок, которые, определяется материалом, применённым при оштукатуривании стен. Так для бетонного раствора больше подходят акриловые краски, в то время как цементную штукатурку лучше красить красками на минеральной основе.

Поговорим о современных материалах.

Во время строительства и декорирования здания большое значение имеет цена, цена исходных материалов и работы. Это, пожалуй, и определяет конечный выбор застройщика, давайте попробуем разобраться, что к чему в этом вопросе.

В первую очередь стоимость Вашего декоративного фасада будет определяться стоимостью всех элементов декора и расходных материалов, используемых при декорировании.

Поэтому давайте познакомимся с ассортиментом материалов, которые сейчас используются для декорирования и уже потом, будем выбирать.

1. Самый древний и самый распространённый из всех строительных материалов, используемых для декора, это гипс. Это пластичный и легко поддающийся обработке материал. Гипс некоторые мастера, используют его в естественном виде, делая всевозможные лепные украшения белого цвета. Но намного чаще гипс служит только основой, после изготовления элемента его покрывают акриловыми красками, иногда позолотой или специальными составами, придающими гипсу вид мраморной поверхности.

Крепится гипсовая лепнина разными способами. Это во многом зависит от размера и веса элемента. Закрепить декор можно либо саморезами, либо на шпаклёвке или растворе жидкого гипса.

2. Второй, более современный материал декора - полистирольный профиль. Его производят из достаточно дешёвого современного материала, который всем хорошо известен под простым названием пенопласт. Это достаточно недорогой материал, из него выпускают как различные профили, так и более крупные элементы декора, крепится он либо на клей, либо на сырую шпаклёвку. Допускается покраска элементов из полистирола водорастворимыми красками.

3. Ещё один качественный, современный и относительно не дорогой материал - полиуретан. Он более устойчив к механическим воздействиям и более прочен, чем полистирол. Эта прочность полиуретана достигается дополнительным покрытием поверхностей изготовленных элементов специальными плёнками и белой акриловой краской. На рынке полиуретановые профили представлены самыми различными формами, и дают возможность делать с их помощью даже очень сложные виды монтажа. Но материал очень пластичен и е подвержен образованию сколов и трещин.

Что касается способов монтажа и покраски, то они одинаковы как для полистирола, так и для полиуретана.

Подведём короткий итог. Человечество развивается, с тех времён, когда впервые в строительстве были применены элементы декора, прошло очень много лет. За эти годы мы все стали другими, мы живём совершенно иной жизнью. Но стремление к красоте в человеке не угасло. Мы по-прежнему стремимся сделать свой дом красивым, уютным и отличным от других, придать ему индивидуальность, присущую только нам и современные строительные  материалы, которые применяются в наши дни при строительстве и декорировании зданий, только способствуют этому.

Так что не стесняйтесь, воплощайте в жизнь самые дерзкие идеи, самые смелые творческие фантазии, но помните, слишком хорошо, это тоже плохо. Всё должно быть в меру.